14 июля отмечается национальный праздник Франции – День взятия Бастилии.
12 июля 1789 г. Камиль Демулен произнес в Пале-Рояле речь. И 14 июля 1789 года вооружённый народ окружает Бастилию. Гарнизон крепости во главе с комендантом маркизом де Лонэ пытается обороняться. Но силы неравны, помощи ждать неоткуда. Комендант пытается взорвать Бастилию, но был остановлен своими подчинёнными. На совете гарнизоном Бастилии было принято решение сдать крепость.

Жан Пьер Уэль. «Взятие Бастилии»
На следующий день было принято решение разрушить Бастилию, и сразу же начались работы, которые продолжались около года. Пьер-Франсуа Паллой установил табличку с надписью Ici l'on danse, ah ça ira, ah ça ira! («Здесь танцуют и всё будет хорошо»). Маркиз Лафайет отослал один ключ от Бастилии Джорджу Вашингтону. Из большей части каменных блоков Бастилии был построен мост Конкорд. А битый камень пошел на сувениры: из него, в частности, делали миниатюрные изображения крепости.
И ведь никто не говорил в 1789-м, что, дескать, разрушаем «памятник архитектуры» ... А Бастилия им, вне всякого сомнения, была.
Бастилия, в начале XIV века, это одна из многочисленных башен, составлявших оборонительные укрепления Парижа. При Шарле V Мудром Бастилия начинает достраиваться, и к 1380 году приобрела вид, который, в общих чертах, сохранился до момента её разрушения в 1789 году. Бастилию, которую ещё называли «благочестивым Святым Антонием, королевским замком», причисляли к лучшим зданиям Парижа.
Но Бастилия была знаменита не своими архитектурными красотами, а тем, что она являлась государственной тюрьмой. Первым узником Бастилии стал, по иронии судьбы, её зодчий Гуго Обрио, обвинённый в оскорблении «чувств верующих».
Через камеры Бастилии прошло много известных людей своего времени: Вольтер, граф Калиостро, Бомарше и др. В Бастилию была заключена даже книга – Французская Энциклопедия. Обычно, заключение в Бастилию производилось без суда и следствия, на основании приказа короля. В глазах народа, Бастилия стала символом произвола абсолютизма, ненависть народа к Бастилии достигла к 1789 году своего пика.
Великая Французская революция, а также события, происходившие за 140 лет до этого в Англии и Шотландии, когда был казнён король Чарльз I, пытавшийся увеличить свою власть, показали, что монархи – это не священные неприкосновенные персоны, а они тоже несут ответственность перед своими подданными, в том числе и уголовную. Французский король Людовик XVI, в общем-то неплохой малый, он даже поддержал Великую Французскую революцию на первом её этапе. Но чуть позже он попал под террор революционной гильотины.
И теперь европейские монархи, члены их семей обычные граждане. Они, как и обычные граждане, стоят в автомобильных пробках, их, как и обычных граждан, могут привлечь к административной и уголовной ответственности.
А что же в России?