воскресенье, 18 ноября 2012 г.

Христофор, святой с головой собаки

В христианстве очень много святых. И среди них есть необыкновенные. Например, св. Христофор Пёсьеглавец.

Св. Христофор в православии

Согласно одной из православных легенд, дело было так.
В III в. н.э. жил да был юноша неземной красоты по имени Репрев. И однажды этот юноша уверовал в Христа, крестился с именем Христофор, стал проповедовать учение Христа. И, чтобы не соблазнять своей неземной красотой женщин, он надел на своё лицо маску собаки. За свои проповеди, Христофор был арестован. Его привели к императору Децию. Император решил отучить Христофора от Христа, но не насилием, а хитростью. Деций вызвал двух проституток Каллиникию и Акилину, приказал поместить их вместе с Христофором, чтобы те, соблазнив его, упросили чтобы Христофор принёс жертву римским Богам. Но после ночи «богословской беседы», Каллиникия и Акилина объявили себя христианками, за что, по приказу Деция, они были казнены. Казнён был и Христофор: ему отсекли голову.

В ранней православной иконографике, св. Христофор (Христофор Пёсьеглавец) изображался как человек с головой собаки:


Икона св. Христофора

Но в 1722 году Синод Российской православной церкви порешил, что негоже так изображать святого. И его стали изображать как юношу с шестом:


Св. Христофор. Фреска в Спасо-Преображенском соборе Ярославля

На старых иконах св. Христофора собачья голова была записана ликом юноши.
Но старообрядцы так и продолжают изображать Христофора - как человека с головой собаки.

Св. Христофор в католицизме

А, согласно одной из католических легенд, дело было так.
Жил да был добродушный великан по имени Репрев. И решил он помогать людям. Спросил он у одного отшельника, как ему лучше это делать. Отшельник отвёл его к опасному броду и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.
Однажды Репрев переносил на своей спине мальчика.
- Что-то ты, мальчик, очень тяжелый. Может быть ты давно не какал? - спросил его Репрев.
- Ты что, дядя, об дуб что ли ударился? Я - Христос и несу на себе все грехи мира. - сказал ему мальчик.
- О! Верую!!!
И мальчик окрестил Репрева, дав ему имя Христофор, что значит «несущий Христа». И сказал мальчик теперь уже Христофору: «Ты держишь в руке шест. Иди вон туда и воткни его в землю. И из него тут же вырастет дерево». Пошел Христофор, воткнул, и дерево выросло. И люди, видевшие это, тут же уверовали.
Про это чудо узнал император Деций. Ему эта история что-то не понравилась. Он приказал арестовать Христофора, а, затем, и казнить.

В католической традиции Христофор изображается как великан с шестом, несущий на своей спине мальчика:


Иероним Босх. Св. Христофор

«Хоть святых выноси»

Поклонение св. Христофору осмеивал Эразм Роттердамский. В сатирическом произведении «Похвала глупости» он писал: «...Нужно здесь помянуть и тех, кто внушил себе глупое, но приятное убеждение, будто стоит человеку поглядеть на статую или икону Полифема-Христофора - и смерть не грозит ему в тот день...
...Когда речь ведется о предметах важных, все спят, зевают и томятся. Но стоит только орущему (виновата, я хотела сказать - ораторствующему) рассказать какую-нибудь дурацкую, смешную историйку (а это случается нередко), все оживляются, подбадриваются, навостряют уши. Равным образом, чем больше поэтических выдумок вокруг святого, как, например, вокруг Георгия, Христофора или Варвары, тем усерднее ему поклоняются, не то что Петру, Павлу или даже самому Христу...»
.
Про св. Христофора есть несколько легенд, которые сильно отличаются друг от друга. И Ватикан, из-за недостатка реальных свидетельств о его существовании, был вынужден понизить статус св. Христофора до местночтимого святого.
Так, например, св. Христофор считается покровителем города Вильнюс:


Статуя св. Христофора во дворе костёла св. Николая в Вильнюсе

Католическая церковь периодически устраивает чистки списка святых, исключая из них тех, святость которых под большим сомнением. Чего нельзя сказать о православии. А исключать из списка святых есть кого.
16 сентября 2012 года состоялась научно-практическая конференция «Реформация: судьба Русской Церкви в XXI веке». Кроме всего прочего, на ней поднимался вопрос о деканонизации ряда святых.
Будь я в комиссии по деканонизации, я бы, первым делом, исключил из списка т.н. государственных святых - т.н. «благоверных князей»: Андрея Боголюбского, Александра Невского, Дмитрия Донского, ибо, читаешь о деяниях этих «благоверных» и приходишь к выводу, что им место не на иконостасе, а на подобии Нюрнбергской скамьи. Вычеркнул я бы также и покровителя православного предпринимательства Иосифа Волоцкого, а также малопонятных святых типа Петра и Февронии (За что им такая честь? Ну не яблись они налево-направо. А ведь для всесения в списки святых этого мало) или местного кузбасского святого Петра Мичурина, чудесным способом откосившего от армии.
А некоторых святых я бы переканонизировал. Например, я бы, деканонизировав «младенца» Дмитрия Угличского, канонизировал бы, как великомученика, императора Дмитрия Московского. Более чем заслужил.
А, вот, Христофору Пёсьеглавцу надо бы вернуть его первоначальное изображение, как человека с собачьей головой. Ну, раз был такой, легендарный с необычным видом - надо уважить.

Оригинал записи на stafford-k.livejournal.com. Комментарии можно оставлять там же.